Золото не теряет своего блеска для китайских потребителей даже в условиях экономического спада, а люди в возрасте 20-30 лет ищут все новые возможности приобретения драгметалла.
На рынке «Jinzhan Jewelry Plaza» в Шэньчжэне находится около 500 магазинов, собирающих возле себя множество покупателей и потенциальных клиентов. Владелец магазина, которому за 30, вел прямую трансляцию на TikTok для 23 тыс. зрителей, пробираясь сквозь толпу и задавая вопросы о ценах своим онлайн-зрителям.
30-тилетняя офисная работница, посетившая рынок, купила золотой браслет более чем за 10 тыс. юаней (1400 долларов).
«Цена на золото продолжает расти, поэтому я не беспокоюсь о том, что его стоимость снизится», - сказала женщина.
В китайской культуре давно существует любовь к золоту. Золото популярно как в качестве подарка, так и в качестве инвестиционного актива, причем, как правило, среди пожилых китайцев.
Однако недавнее увлечение так называемыми «золотыми гранулами» касается именно молодых людей. Гранулы представляют собой шарики весом 1 г чистого золота, которые часто собираются в банку. Это говорит о желании иметь материальное воплощение богатства в период экономической нестабильности.
«Золото по-прежнему покупают, потому что легко заметить изменения его стоимости, и оно дает ощущение азарта, которое отличается от простого накопления денег», – сказал один из продавцов.
Компания «Lukfook», одна из крупнейших в Китае сетей ювелирных магазинов, продает через Интернет золотые гранулы в форме кофейных зерен, рыбы и булочек, а также копилки из чистого золота, в которых их можно хранить.
Для ювелирных магазинов спрос на золото со стороны молодежи стал большим источником дохода. По данным опроса, проведенного лидером отрасли компанией «Chow Tai Fook», около 70% молодых людей в возрасте от 18 до 40 лет выразили заинтересованность в покупке золотых украшений. Объем продаж основных изделий компании в 2023 финансовом году вырос на 20%, причем почти половина покупок пришлась на людей моложе 35 лет.
Китайские потребители купили 294,6 тонны ювелирных изделий, слитков, монет и других видов золота в январе-марте, что на 13% больше, чем в прошлом году, говорится в сообщении Всемирного золотого совета. На Китай приходится 37% мирового потребительского спроса на драгоценный металл.
Рост цен на золото сыграл важную роль в стимулировании этих покупок, однако эта тенденция несколько отличается от традиционного способа получения прибыли или инвестирования.
Согласно исследованию компании «Chow Tai Fook», 64% потребителей поколения Z (родившихся примерно с 1997 по 2012 год) покупают золотые украшения для себя или для повседневного использования. Они покупают золото, потому что любят его, а изделия, которые они приобретают, как правило, доступны по цене.
В одном из магазинов на рынке «Jinzhan Jewelry Plaza» самыми популярными товарами являются 1-граммовые золотые открытки, на которых выгравированы фразы вроде «С днем рождения». Есть также тонкие пластинки с изображениями известных персонажей, каждая по несколько сантиметров в длину. В магазине говорят, что покупатели помещают их под прозрачные чехлы для смартфонов.
Половину покупателей магазина составляют люди из других городов Шэньчжэня.
«Мы обмениваемся контактной информацией с покупателями в чате (WeChat), и когда появляются новые продукты, то мы связываемся с ними и продаем онлайн», - говорит один из сотрудников.
Дизайны товаров меняются каждый день, чтобы привлечь молодых покупателей с переменчивыми вкусами.
«Даже дорогой золотой аксессуар, который я купила 2 года назад, кажется очень старым. Я поменяю его и куплю что-нибудь такое же или более дорогое», - говорит женщина лет 20, посетившая рынок, приступая к поиску следующей покупки.
Вкусы молодых людей также оказывают влияние на традиционные золотые украшения.
«Мы наблюдаем рост числа легких, хорошо продуманных изделий и выгодных для покупки изделий для начинающих покупателей», - отметил представитель китайского отделения Всемирного золотого совета.
Среди последних хитов компании «Chow Tai Fook» - изделия, в которых золото сочетается с бриллиантами.
«Если проба золота меньше 999, то стоимость изделий меньше. Мы расширили наш ассортимент, создав дизайн для молодых людей, а также сосредоточились на инвестиционных продуктах», - говорят в компании.
Рост спроса со стороны китайцев ощущается на международных рынках драгоценного металла. Спотовая цена на золото на Шанхайской бирже золота уже более года превышает международный уровень цен в Лондоне.
Однако не все молодые люди участвуют в этом буме.
Как сообщает Национальное бюро статистики, уровень безработицы в Китае среди 16-24-летних в июне составил 13,2%, что почти втрое выше среднего показателя по стране в 5%. Лишь небольшая часть молодых людей находит высокооплачиваемую работу, которая позволяет им присоединиться к золотой лихорадке.
Шанхайский офисный работник в возрасте 20 лет посетил магазин в поисках золотых украшений для своей будущей невесты, но отказался от них, сказав следующее: «Сейчас они очень дорогие. Я не смогу купить его, пока цена немного не снизится».