Первая часть здесь, вторая – тут.
Как известно, монеты из драгметаллов нельзя лишить покупательной способности. Впрочем, в истории их часто «обесценивали» посредством обрезывания или благодаря созданию несоответствия между содержанием драгметалла и номиналом. О первой практике такого внешнего «обесценивания» - не затрагивающего внутреннюю стоимость драгметалла! - речь пойдет в серии публикаций. Перевод фрагментов книги Джорджа Каффентциса, Пола Рекрета и Гарри Кливера о философии денег Джона Локка.
Локк критиковал идею Лоундеса, министра финансов, о замене обрезанных серебряных монет на монеты с меньшим количеством серебра, но с аналогичным номиналом: «Меня не может не удивлять то, что мистер Лоундес, человек, столь глубоко знающий право, а также монетное дело, казначейские дела и нашу валютную систему, считает обрезанные монеты в своих аргументах законными деньгами Англии; и на этом основании предлагает (находясь на поводу у обрезчиков) ввести новые монеты в Англии».
Спокойный тон этих слов, наряду с некоторой иронией, еле скрывает злость. Основная функция государства заключается в регулировании, особенно того, что касается формы и материала денег. Превратился ли министр финансов в лакея обрезчиков? По мнению Локка, предложение Лоундеса было недопустимым в особенности потому, что оно было сродни оправданию деяний миллионов преступников, а также практики многих миллионов граждан и представителей власти, которые по своей глупости «принимали» обрезанные монеты. Такое оправдание могло послужить сигналом – для обрезчиков, криминалитета, валютного рынка и простых граждан – о глубоком кризисе института власти.
Измерять – это значит, осуществлять власть и устанавливать объективность; для измерения нужна воля и стандарт. Локк подвергал сомнению волю Лоундеса, но не был удивлен отсутствием стандартов. Продолжительное ухудшение качества английской валюты привело к почти полному исчезновению законосообразных денег, то есть, монет, могущих служить в качестве внешнего стандарта денег. Однако если опыт играет важную роль для знания, тогда идеи о деньгах неизбежно захиреют, потеряют какую-либо логику, при отсутствии идей, извлеченных из чувственного опыта. В этом контексте Локк пишет следующее: «Неудивительно, что если цена и стоимость вещей нестабильна и неопределенна, то сама мера тоже исчезает. В обращении уже не осталось законосообразных серебряных денег; поэтому нельзя правильно говорить или судить, опираясь на такие неопределенные, обрезанные деньги, о стоимости и цене вещей, что в корне отличается от идеальной ситуации - существовании нашей законосообразной обычной монеты, приведенной в соответствие с неизменным стандартом, установленным монетным двором».
Отсутствие стандарта для торговцев было, возможно, самым серьезным преступлением, которое совершили обрезчики. Именно поэтому Локк считал обрезывание монет более серьезным преступлением, чем кражу. Можно даже назвать обрезывание «философским» преступлением. Кража – это одноразовое дело, а обрезывание вводит продолжительный разлад в наше понимание реальности, способствует затуманиванию наших идей. К тому же, это действие можно повторять бесконечно, сделав из нас всех фальшивомонетчиков.
Не в этом ли значимость монеты, по мысли Локка, что она соединяет идею серебра с идеями специфического веса и пробы, наряду с идеей всеобщего обмена? Однако нельзя надеяться на решение проблем с этим комплексом идей и быть уверенными в согласии общества относительно них без постоянной проверки этих идей относительно внешнего, материального стандарта.
Смятение, неопределенность и бесчестие просачиваются в общество по причине обрезанных монет, поскольку всеобщие эквиваленты превращаются во всеобщий хаос. Неудивительно, что в таких ситуациях государственные служащие становятся слугами преступного мира, высшие опускаются ниже низших.
Третий главный аргумент Локка против аргумента Лоундеса относительно цены касается фундаментальных обязанностей гражданских властей: гарантировать выполнение контрактов. Философ указывает на то, что «все люди, которые должны получить деньги по уже заключенным контрактам, будут лишены 20% причитающимся им средств», если будет принято предложение Лоундеса. Локк отметает аргумент Лоундеса о том, что из-за дефицита серебра, цена на него выросла, а значит, выплаты новыми деньгами (пенс-за-пенс) за старые обязательства не должны считаться несправедливостью. Локк парирует этот аргумент, приводя рассказ о кокосах: «Предположим, что Вы одолжили мне в прошлом году 300 кокосовых орехов, чтобы я вернул их в этом году. Будете ли Вы удовлетворены и считали бы, что Вам уплатили Вам причитающееся, если бы я сказал Вам, что с кокосовыми орехами в этом году случился дефицит, поэтому та сотня, которую я Вам вернул, стоит столько же, сколько одолженные мне 300 орехов в прошлом году».
Аргумент очень понятный, но в нем кроется глубокая мысль: деньги – серебро и золото – это позитивный объект желания; это физический и социальный объект; ими хотят обладать также, как и меру, которую они представляют. Вот что Локк пишет о серебре: «Эта мера совершенно отлична от других. Меры ярда или кварты могут покоиться в руках покупателя, продавца или третьего лица; при этом не будет важно, у кого они находятся. Однако не так обстоят дела с серебром; это и предмет, и мера обмена».
Как следствие, денежные и товарные контракты, осуществляются в физической форме, а не в каких-то символических объектах. Обязанность государства состоит в том, чтобы гарантировать денежные контракты так же усердно, как и любой другой контракт, и таким образом сохранять связь между прошлым владением и будущим повторным присвоением. Это не второстепенный аспект гражданской власти, поскольку как личность является основанием для судебного вознаграждения и наказания, так и соблюдение условий договора необходимо для дальнейшего существования государства. Помимо обмана бесчисленных людей, ожидающих получить фиксированный доход, предложение Лоундеса сделало бы государство инициатором неравенства обмена, что подорвало бы его легитимность.
По мнению Локка, пагубные последствия идеи Лоундеса таковы:
1. Эта идея обогатит манипуляторов валютного рынка и скряг;
2. Оправдает преступления, караемые смертной казнью;
3. Приведет к отказу властей от своей обязанности поддерживать условия выполнения контрактов.
В такой ситуации, согласно теории Локка, следует уже говорить о роспуске правительства.
Ответ Локка на аргумент Лоундеса относительно баланса торговли является кратким, но демонстрирует его акцент на интернациональном характере английской экономики и государства. Он считает, что мировой рынок более могуч, более «мудр», «объективен» и «справедлив», чем правовой механизм любого отдельного национального государства и валютные манипуляции. Простое изменение номинала не изменит торгового баланса, который, в конечном счете, определяет, останется ли в стране какое-либо серебро, которое можно было бы доставить на монетный двор. Тот факт, что Министерство финансов будет называть унцию серебра «одной кроной» или «6 шиллингами 5 пенсами» ничего не значит для зарубежного торговца, поскольку тот работает с серебром как с серебром, а не с номиналами.
В Англии не добывается серебро, но поступает оно в страну только посредством торговли или изъятия его в колониях. Если серебра нет в стране, то в таком случае никто его в монетный двор и не принесет. Однако если торговый баланс страны находится в хорошем состоянии, то торговец предпочтет отчеканить свое серебро для покупок внутри страны. Однако в любом случае зарубежный кредитор не будет заинтересован в штампе на монете, но только в материале и количестве его.
Можно понять пафос Локка, отвергающего аргумент Лоундеса относительно баланса торговли – пафоса, который не свойственен Локку, который обычно спокоен и ироничен в своих текстах – только в контексте его личной жизни и тогдашних социальных условий. Мировая экономика – это важный, но деликатный организм, поскольку она состоит из враждующих национальных государств в контексте наиболее развитой международной торговлей и коммуникациями за всю историю. Большая часть торговли осуществляется за пределами юрисдикций конкретных национальных государств. «Кто возьмет ответственность за исполнение моего контракта?» – это всегдашний вопрос для тех, кто стоит в порту, наблюдая за тем, как его товары отплывают в Азию. Такие условия требовали людей циничных, наглых, а также знатоков человеческой природы. Локк видел таких людей в Лондоне и в Голландии во время своего изгнания. Эти люди думали не о Ноттингеме, Ньюмаркете и Вестминстере, но о Кочине, Потоси и Калабаре (богатых колониях). Эти торговцы судили людей и страны по их словам и делам, и их суд был очень строгим. Маленькая «игра» с валютами, которую предложил Лоундес, не могла ввести их в заблуждение, а также убедить их держать и чеканить серебро в Лондоне.
Продолжение следует…
Приобретайте инвестиционные, памятные и коллекционные монеты из золота, серебра, платины по выгодным ценам в магазине "Золотой Монетный Дом"!