Алхимия золота. Часть вторая

Фрагменты работы Джорджа Кауффмана (Университет штата Калифорния). Часть первая здесь.

Алхимия: ее цели, истоки и свершения

Золото настолько ценно, что с древнейших времен люди старались найти его. Поэтому неудивительно, что они даже стремились превратить другие металлы в золото. Нет недостатка в книгах и статьях - научных, популярных или мистических – об алхимии, этой почтенной протонауке или псевдонауке, учитывая ее долгую историю и присутствие почти во всех культурах и временах. Более того, в недавней библиографии по алхимии, включающей только работы на английском языке, насчитывается не менее 3188 наименований. Тем не менее, до конца не ясно, что такое и чем являлась алхимия. Айзек Азимов, биохимик и плодовитый писатель-фантаст, категорически утверждал, что «алхимия — это просто химия. Название было искажено из-за глупостей и злоключений древних алхимиков». Юстус фон Либих, химик, по-видимому, разделяет эту точку зрения: «Алхимия никогда не отличалась от химии. Совершенно несправедливо смешивать ее, как это обычно делается, с практиками производства золота в XVI и XVII веках..... Алхимия была наукой и включала в себя все те процессы, которые технически применялись в химии».

Однако это мнение меньшинства, поскольку большинство авторов трактуют алхимию в узком смысле как псевдо-искусство превращения так называемых «неблагородных» металлов в «благородные» - серебро и золото, а в более широком смысле - как философскую систему, претендовавшую на проникновение в тайну жизни, а также создания неодушевленных веществ.

В китайской алхимии главной целью было продление жизни и обретение бессмертия. Некоторые ученые проводят различие между эзотерической алхимией, тайны которой открывались только избранным адептам, и экзотерической псевдо-алхимией, которая представляется как тайное мастерство наемных искателей золота – «пыхтелок» (по имени шума мехов, которыми они увеличивали жар в своих печах).

Существует множество интерпретаций алхимии. Вейер предложил три варианта: а) химическая интерпретация американского химика Артура Джона Хопкинса, б) психологическая интерпретация швейцарского психиатра Карла Густава Юнга и в) мифологическая интерпретация румынского историка религии Мирчи Элиаде. Согласно психологической интерпретации, человек — это неблагородный металл, который очищается и совершенствуется в процессе психотерапии.

Алхимия возникла в результате смешения примитивной науки, металлургии, мистицизма, философии, религии, астрологии и различных оккультных наук. Учитывая страсть алхимиков к аналогиям, Великий Труд по преобразованиям (Ars Magna), то есть, священная книга алхимии, была уподоблена сотворению мира («Первая глава Бытия - величайшая страница в алхимии»), а алхимиков призывали «молиться, читать, читать, читать, читать снова, работать и вы найдете» (Ora, lege, lege, relege, labora et invenies). Великий Труд иногда разделялся на двенадцать этапов или операций (по превращениям неблагородных металлов в благородные), каждая из которых ассоциировалась с отдельным знаком Зодиака: кальцинация (придание веществу новых свойств путем нагревания до высоких температур (не достигая точки плавления) с целью удаления летучих примесей или для окисления и придания хрупкости (для облегчения измельчения)) (Овен), конгеляция (процесс, при котором что-то затвердевает или утолщается) (Телец), фиксация (Близнецы), растворение (Рак), переваривание (Лев), дистилляция (Дева), возгонка (Весы), отделение (Скорпион), керация (непрерывное добавление жидкости путем впитывания в твердое сухое вещество при его нагревании) (Стрелец), брожение (Козерог), умножение (Водолей) и проекция (Рыбы).

Если цели и природа алхимии не совсем ясны, то с ее происхождением еще дела обстоят еще более туманно. Родиной алхимии традиционно считается Древний Египет, а Гермеса Трисмегиста, греческую версию ибисоголового египетского бога луны Тота, принято считать легендарным основателем «герметического искусства» и святым покровителем алхимиков. Его имя увековечено в философском яйце (см. ниже) или герметической вазе - запечатанном алхимическом сосуде, в котором должен осуществиться Великий труд по преобразованию (другими словами, «это особый толстостенный сосуд в форме яйца, чаще из прозрачного стекла, в котором при нагревании на атаноре производилась финальная стадия получения Философского Камня»). Даже сегодня мы говорим о сосуде как о герметически закрытом.

Гермеса также иногда отождествляют с Ханааном, сыном Хама, младшего сына Ноя (Бытие, 5:22-27). Томас Томсон, шотландский химик, приписывает Ханаану заслугу в основании алхимии. Из 36 тыс. оригинальных алхимических сочинений, приписываемых легендарному Гермесу, наиболее известной является «Изумрудная таблица» (Tabula Smaragdina) - краткое, примитивное учение о космогонии, астрологии и метафизике, считающееся основополагающим документом по преобразованию.

Его знаменитая сентенция – «то, что вверху, подобно тому, что внизу: и то, что внизу, подобно тому, что вверху, для совершения чудеса одной вещи» - является загадочным изречением алхимического преобразования, устанавливающим соответствие между Вселенной (макрокосмом) и человеком (микрокосмом).

Есть и другие претенденты на звание основателя алхимии. Например, Моисея иногда считают первым ее адептом, поскольку он говорил о питьевом золоте (aurum potabile). Когда Моисей спустился с горы Синай и увидел, как израильтяне пляшут вокруг золотого тельца, которого сделал его брат Аарон, он разбил скрижали Закона, «и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и растер в порошок, и посыпал им воду, а потом заставил сынов Израилевых пить из нее» (Исход, 32:20).

Еще одним из полулегендарных создателей алхимии является Мария-еврейка, которую иногда отождествляют с Мириам, сестрой Моисея, а другие считают ее современницей иудейского алхимика Феофила. Ее имя увековечено в названии водяной бани (по-французски «bain marié»), этого простого, но незаменимого нагревательного прибора, дошедшего до нас практически в неизменном виде с древних времен. Ей же приписывают изобретение керотакиса - рефлюксного аппарата или сублиматора, инструмента для возгонки (аппарата для воздействия на один материал паров другого).

Алхимия процветала в Китае, Индии, греко-римском мире, арабском мире и Европе. Истоки западной алхимии могут восходить к началу эллинистического периода (ок. 300 до н.э.- 300 н.э.), а Мультауф считает Зосима из Панополиса (Верхний Египет) (ок. 350-420 гг.), преподававшего в Александрии, самым ранним из писателей-алхимиков, о котором нам достоверно известно. Алхимик, известный на Западе под именем Гебер и иногда отождествляемый с арабом Джабиром ибн Хайяном (ок. 720-800 гг.), считается величайшим алхимиком, а Мультауф считает его работы самыми известными алхимическими сочинениями на латинском Западе. Однако Гебер мог быть псевдонимом тайной секты натурфилософов «Братья чистоты», поэтому его существование как отдельной личности ставится под сомнение.

Несмотря на то, что происхождение алхимии остается неясным, ее последователи в своих иллюзорных попытках превратить неблагородные металлы в золото и продлить жизнь на неопределенный срок, внесли большой вклад в современную химию в виде создания химических веществ (например, мышьяк, сурьма, висмут, фосфор, цинк, соль, аммиачная соль, селитра, квасцы, купорос, царская водка, серная, азотная и соляная кислоты), разработки лабораторных методов (например, нагревание, перегонка, экстракция, возгонка и дистилляция) и научных приборов (например, песочные, водяные и воздушные бани; печь (атанор); спиртовка; возгонный прибор, разновесы). Несомненно, попытки алхимиков получить золото путем преобразования были ошибочными. Однако, по словам английского юриста, придворного, государственного деятеля и философа Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), «алхимию можно сравнить с человеком, который сказал своим сыновьям, что оставил им золото, зарытое где-то в винограднике; они, копая, не нашли золота, но, разворошив плесень у корней лоз, получили впоследствии обильный урожай. Так и поиски и попытки сделать золото принесли много полезных изобретений и поучительных экспериментов».

Идея преобразования

Преобразование — это основная цель алхимии, и здесь мы рассматриваем этот процесс в экзотерическом или химическом смысле, то есть, как превращение неблагородных металлов в золото, а не в эзотерическом или медико-психологическом смысле, то есть, как поиск путей продления жизни, дарования бессмертия человеку или помощи в обретении себя посредством терапии. Сегодня мы с насмешкой относимся к попыткам алхимиков осуществить преобразование, но мы должны понимать, что они постигали неизведанное не только с помощью рациональных способностей, но и подключая интуицию. Они не испытывали привычной для нас потребности доказывать гипотезы с помощью строгих экспериментов, а вместо этого широко использовали аналогии.

Первобытный человек, как и современные первобытные племена и маленькие дети, не делал различий между одушевленной и неодушевленной материей, то есть верил в учение гилозоизма – вся природа подобна человеку, то есть, является живой и обладает чувствами.

Поскольку многие алхимики были рудокопами и металлургами, им казалось, что они в своей деятельности превращали камни в металл - в мутный свинец, красноватую медь, беловатое серебро, а иногда даже в золото. Они верили, что металлы созревают в земле, меняя цвет по мере своего роста. Эта идея сохранилась до наших дней на Филиппинах, где старатели до сих пор оставляют частички золота в шахте, чтобы из них выросло больше золота. Еще в XVI веке Кальбус из Фрайберга, известного центра горного дела, описал рост и выветривание («Witterung») металлов, которые, как считалось, образуются в результате выдохов соответствующих планет - золото (Солнце), серебро (Луна), железо (Марс), ртуть (Меркурий), олово (Юпитер), медь (Венера) и свинец (Сатурн) - и созревают в результате постоянных выдохов в золото – «совершенный» металл. Однако если золото не собиралось, подобно плоду, в нужное время, то дальнейшие планетарные влияния приводили к его увяданию и превращению в красновато-землистый остаток, что и объясняло дефицит золота.

Подобным образом Ириней Филалет, который предположительно был алхимиком XVII века, писал, что «все семена металлов – это семена золота, ибо золото – это замысел природы в отношении всех металлов. Если неблагородные металлы не являются золотом, то лишь в силу каких-то случайных препятствий: все они потенциально являются золотом» (см. внизу процедуру засеивания семян золота).

По мнению английского алхимика Томаса Нортона, автора знаменитого «Ординария алхимии» (1477), «металлы образуются в земле, так как над землей они подвержены ржавчине; следовательно, земля — это место порчи металлов и их постепенного разрушения. Причиной этого факта мы считаем то, что над землей они находятся не в своей стихии, а неестественное положение губительно для природных объектов, как мы видим, на примере того, что рыбы умирают, когда их вынимают из воды».

Нортон пришел к выводу, что, поскольку металлы созревают в определенных местах, то истощенные рудники достаточно закрыть на достаточное время, чтобы впоследствии получить новый урожай металла.

Даже сэр Исаак Ньютон (1642-1727 гг.), один из величайших научных гениев всех времен, которого большинство обывателей считают воплощением абсолютно рационального мыслителя, проявлял большой интерес к алхимии и созреванию металлов. Он считал, что металлы – это единственные представители минерального царства, которые созревают, а другие минералы образуются механически. Алхимики, следуя теории «созревания» металлов, пытались повторить превращение металлов, которое, по их мнению, происходило в земле, отсюда и алхимическая поговорка: «Человек должен закончить работу, которую природа оставила незавершенной».

Алхимики, по причине отсутствия знаний о сущности обычных химических соединений, рассматривали многие обычные химические реакции как превращения. Например, осаждение меди на металлическом железе, помещенном в раствор сульфата меди, – окислительно-восстановительная реакция, известная со времен Плиния Старшего (23?-79 гг. н.э.), – считалась превращением железа в медь, поскольку тогда не было известно, что синий купорос или голубой камень содержит медь. Точно так же и другие изменения в природе, особенно связанные с изменением цвета, которым алхимики придавали большое значение, подтверждали будто бы идею преобразования. Искусство «окрашивания» металлов или получения различных сплавов неблагородных металлов с золотым оттенком было хорошо известно с древних времен, но многие неискушенные умы считали, что если какой-либо предмет имеет цвет золота, то он является золотом.

Однако при этом еще древним были известны различные испытания золота, например, на цвет, ковкость, плотность и устойчивость к атмосферному окислению при плавлении («испытание огнем»). Сенека Младший (ок. 4 г. до н.э. - 65 г. н.э.), ведущий интеллектуал Рима середины I века, писал: «Огонь — это испытание для золота; невзгоды - для сильных людей». Кроме того, алхимикам Средневековья и Ренессанса были доступны дополнительные испытания, например, пробный камень, пробные иглы, купелирование (устойчивость к окислительной силе), цементация (устойчивость к воздействию кислотных паров) и устойчивость к минеральным кислотам.

Теории материи

Основной теоретической базой для идеи преобразования послужили различные теории материи, сводившие все загадочное многообразие материальных субстанций к нескольким фундаментальным «элементам», которые в разных пропорциях и составляли материальную Вселенную. Несмотря на значительную территориально-культурную дистанцию (древнекитайская, древнегреческая, средневековая исламская и раннеренессансная европейская), эти теории обладают удивительным сходством.

Китайцы: две противоположности и пять элементов

В Китае алхимическая философия зародилась еще в IV веке до н.э. В даосизме, китайской философско-религиозной системе, воплощенной в «Пути жизни» («Дао дэ цзин»), мир рассматривается с точки зрения двух концепций - учений о двух противоположностях (инь-янь) и пяти стихиях (У-син) - воде, огне, дереве, металле и земле. Янь обозначает мужской, положительный, светлый, огненный, горячий, сухой, четный принцип мироздания, а инь – женский, отрицательный, холодный, влажный, тяжелый, земляной, нечетный принцип. Согласно Вэй-По-Яну, цитирующему во II веке «Цань Тинь Чжи», древнейший из известных трактатов, полностью посвященных алхимии, «янь дает, а инь – принимает».

Тай-чи, первая материя Вселенной, состоит из инь и янь. Теория относительности, двоичная система в компьютерах, протон и электрон, понятия химической валентности и корпускулярно-волновая природа света являются современными примерами Тай-чи. Принцип Тай-чи выполнял в китайской культуре и науке ту же функцию, что и математика в западной науке с эпохи Возрождения.

Алхимики считали горение символом смерти, а превращение киновари в ртуть - возрождением через смерть. Эликсир вечной жизни должен был, согласно преданию, состоять, в том числе, из киновари. Золото уступало только киновари по жизнеутверждающей силе. По этой причине, а также из-за своей материальной ценности, оно высоко ценилось.

Продолжение следует…

^ Наверх